Смена директора ООО - как проходит и что нужно учесть
Смена директора ООО является юридически важным событием, которое подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. Что для это требуется, какие нюансы необходимо учесть и как не нарваться на штраф - в нашем материале.
Причины смены руководителя юридического лица
Отметим сразу, что причины поменять руководство у каждого юридического лица могут быть свои. В число наиболее распространенных, однако, входят следующие:
- Добровольное снятие с себя полномочий (увольнение по собственному желанию или по соглашению сторон).
- По инициативе учредителя или учредителей на основании утраты доверия к директору (генеральному директору).
- Начало процедуры банкротства юридического лица и назначение конкурсного управляющего.
- Смерть физического лица, исполняющего функции директора.
- Истечение срока трудового договора (контракта) и отсутствие дополнительного соглашения о его продлении.
Необходимые документы для смены директора ООО
Сведения о директоре, который является единоличным исполнительным органом организации, в обязательном порядке вносятся в ЕГРЮЛ. А все сведения в Реестр вносятся исключительно по специально установленным формам. К таким формам как раз относится заявление по форме Р13014. Правила и требования заполнения этой формы утверждены приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.
Именно заявление по форме Р13014, предварительно заверенное у нотариуса, подается в налоговую при смене директора. Для регистрации изменений сведений о директоре ООО от заявителя требуется заполнения только листы “И” и “П” (и титульный лист, естественно).

ВАЖНО! Заявление подается не в налоговую по месту учета, а в единый регистрационный центр (в каждом регионе он свой, а уточнить его местонахождение можно на официальном сайте налоговой субъекта Российской Федерации).
Заявление может быть направлено несколькими способами:
- Очно, при посещении налогового органа. ВАЖНО! ФНС придерживается однозначной позиции, что предоставлять документ должен новый директор ООО.
- По почте ценным письмом с описью вложения.
- Нотариусом при помощи его личной ЭЦП.
- Через МФЦ.
Казалось бы проще некуда, ведь регламентом предусмотрена подача только одного документа, но на деле можно столкнуться с тем, что налоговая помимо заявления по форме Р13014 может еще попросить (не потребовать) предоставить:
- Решение единственного учредителя или протокол общего собрания о смене директора.
- Приказ о назначении нового директора на эту должность. Причем приказ этот подписывает сам себе новый директор.
Нотариусы тоже не отстают от налоговой в вопросах бюрократии, поэтому при посещении нотариуса потребуется взять с собой следующие документы:

- Решение единственного учредителя или протокол общего собрания о смене директора.
- Документ, удостоверяющий личность нового директора. Если директор является гражданином иностранного государства, то необходимые документы для подтверждения его личности лучше уточнять у нотариуса.
- Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (на бумаге или электронно).
- Устав.
- ИНН юридического лица.
- Лист записи о внесении сведений о регистрации юридического лица (выдается при первоначальной постановке на учет в налоговом органе по месту учета).

ВАЖНО! Действующее законодательство допускает возможность предоставления заявления Р13014 без заверения нотариусом, но только в том случае, если это предусмотрено уставом ООО. В этом случае подпись нового директора на заявлении заверяется сотрудником регистрирующего центра при обязательном личном присутствии. Через МФЦ или почту не заверенное нотариусом заявление не примут.
Пошаговая инструкция смены директора в учреждении
- Провести собрание участников (если у ООО их несколько). Если учредитель один, то не нужно
- Задокументировать факт снятия полномочий с предыдущего директора и назначение нового руководителя протоколом или решением.
- Произвести кадровые перестановки в организации: уволить или перевести на другую должность (например, коммерческий или креативный директор) бывшего руководителя, принять на работу нового.
- Заполнить заявление по форме Р13014 при помощи официальной программы АО ГНИВЦ и заверить его у нотариуса. Подать заявление в регистрационный центр лично, через нотариуса, почтой, в МФЦ. ВАЖНО! У заявлений есть срок: с момента составления протокола или решения о назначении нового руководителя до момента подачи заявления по форме Р13014 должно пройти не более 7 дней. Иначе должностное лицо ООО может быть оштрафовано по ст.14.25 КоАП РФ.
- Получить лист записи. ВАЖНО! При любом личном посещении налоговой директору как физическому лицу необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Кого нужно уведомить о смене директора
- Налоговую по форме Р13014. Без этого не произойдет обновление сведений в ЕГРЮЛ.
- Все банки, в которых у организации открыты расчетные счета. Как именно это сделать - лично или при помощи отправки листа записи, приказа и решения письмом в личном кабинете банк-клиента, лучше уточнить в учреждении.

ВАЖНО! Все договоры, заключенные и подписанные предыдущим руководителем, продолжают действовать и после смены директора.
Что предлагает компания "Абат Групп"
Для того чтобы процедура по изменению сведений о руководителе ООО прошла легко, быстро и беспроблемно, компания “Абат Групп” предлагает воспользоваться своей услугой «Смена директора».
Опытные юристы с более чем 10-летним стажем работы организуют всю работу по регистрации изменений за вас! Специалисты “Абат Групп”:
- Проведут подробную консультацию по всем вопросам, связанным со сменой директора.
- Уточнят все необходимые нюансы для учета юридических тонкостей.
- Заполнят форму Р13014.
- При необходимости помогут записаться к нотариусу и в налоговую, а также собрать все необходимые для данного визита документы.
“Абат Групп” ценит время своих клиентов, поэтому также предлагает возможность проведения процедуры смены директора по доверенности. В этом случае от клиента требуется только 1 раз посетить нотариуса с представителем “Абат Групп” для подтверждения передачи полномочий по регистрации изменений.