Порядок ведения бухучета в производстве
Продукцию мало изготовить. Нужно понять, во что это обошлось. Именно для этого существует бухучет производства. Это не самая простая отрасль учета. Как он ведется и с какими особенностями — расскажем в этой статье.
Понятно, о чем идет речь: из сырья путем переработки получается готовая продукция. Такое превращение может быть сколь угодно сложным и включать в себя множество этапов. Или быть простым и заключаться в наборе несложных операций. В любом случае обработку осуществляют люди, применяя оборудование.
Для ведения учета такой деятельности организация должна определиться, как документально будут оформляться все эти метаморфозы. Какие материальные отчеты на каком этапе нужно предоставлять в бухгалтерию. Такой документооборот будет основой дальнейших расчетов.
Бухгалтер для корректного учета происходящего должен быть сам немного производственником. Как минимум понимать, о чем идет речь в производственных документах.
Вся эта сложная кухня направлена на формирование данных по затратам организации на производство продукции и отвечает на два вопроса, больше всего интересующих собственника: сколько заработано и какова себестоимость единицы продукции?
Что включать в себестоимость
Как правило, в себестоимость включают следующие основные группы расходов:

- Материальные — затраты на сырье, из которого будет изготавливаться продукция. Сюда же входят инвентарь, спецодежда и другие материалы и услуги, участвующие в производственном процессе.
- Оплата труда. Разумеется, те, кто производит продукцию, получают за это зарплату.
- Страховые взносы с этой зарплаты. Неизбежное зло для хозяина бизнеса, но деваться некуда.
- Амортизация оборудования. Продукция производится с использованием машин. Амортизация представляет собой процесс постепенного переноса стоимости оборудования на затраты организации.
- Прочие затраты. Тут спектр довольно широк. Аренда, лизинг, консультационные услуги, связь. Все зависит от нужд конкретного производителя.
Самое главное в учете затрат: их разделение на прямые и косвенные.
Прямые — это те, которые непосредственно участвуют в производстве продукции. Например, расходы на сырье, зарплату производственных рабочих, страховые взносы. Эти затраты — прямее некуда. Они относятся не только к собственно продукции, но и к ее конкретному виду и наименованию.
Чего не скажешь о косвенных затратах. Например, именно к ним относится зарплата директора, хоть он и командует всей процедурой. Ведь к определенному виду продукции его ценное руководство отнести невозможно. Так же, как и деятельность всего АУП, расходы на офис и амортизацию основных средств, не являющихся производственными.
Именно поэтому они именуются косвенными и подлежат распределению на производимую продукцию. Такое распределение затрат должно базироваться на каком-то показателе: численность работников, выпуск продукции, выручка, оплата труда. В выборе базы распределения организация абсолютно свободна и, единожды ее выбрав, должна закрепить ее в учетной политике и использовать в дальнейшем.
Таким образом, сформировав комплект из прямых и косвенных затрат, организация может поделить полученные затраты на количество произведенной продукции и получить столь желаемые цифры себестоимости.
Основные проводки в бухучете производства продукции
Основными счетами, на которых собираются производственные затраты, являются:
- 20 «Основное производство»;
- 25 «Общепроизводственные расходы»;
- 26 «Общехозяйственные расходы».
В зависимости от масштабов и сложности организации могут использоваться еще некоторые. Например, счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Проводки в производстве представляют собой отнесение расходов на производственные затратные счета. Самыми популярными проводками будут:
- Д 20 К 10«Материалы» - сырье ушло в переработку.
- Д 20 К 70«Заработная плата» - начислена зарплата работягам в цеху.
- Д 20 К 02«Амортизация» - начислена амортизация оборудования, на котором они работают.
- Д 20 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оказаны услуги сторонними организациями, например, сторонняя организация починила станок.
Отдельно на сопутствующих счетах учитываются затраты, которые относятся к производству, но непосредственно в нем не участвуют. Д 25,26 К 70 «Заработная плата» - начислена зарплата остальных работников, кроме производственных. При этом разбивка между 25 и 26 счетом зависит от того, что именно делает сотрудник. Например, зарплата уборщицы, которая подметает цех, относится на 25 счет, а вот зарплата секретарши — на 26 счет как общехозяйственные.
По аналогии на счетах прочих производственных расходов отражаются затраты в корреспонденции с нужными счетами - Д 25,26,23,29 К 10,02,60 и так далее. В дальнейшем со счетов 20,25,26 и им подобных суммы списываются на счета 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и некоторые другие.
Специфика налогообложения в производстве
Налоговый учет служит для расчета налогов. В частности, налога на прибыль или налога на УСН в зависимости от применяемой организацией системы налогообложения. Конечно, никто не запрещает ИП тоже заниматься производством и тогда он может платить НДФЛ.
Налоговый кодекс в целях налогообложения также делит затраты на прямые и косвенные.
Состав прямых затрат примерно равен таковым для целей бухгалтерского учета. При этом прямые затраты относятся на себестоимость готовой продукции. И, конечно же, учитываются в расходах организации в момент продажи этой продукции. То есть иногда ждать признания расходов приходится очень долго.
Косвенные же расходы можно принять к расходам для расчета налога сразу же в периоде, когда они понесены.
Конечно, налогоплательщику интереснее как можно большее количество затрат расценить как косвенные. Чтобы иметь расходы сейчас, а не в отдаленном будущем. Однако состав прямых затрат четко обозначен, поэтому никуда не денешься от признания части расходов прямыми.

В зависимости от предпочтений организация может сблизить состав косвенных расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Это уменьшит расхождения между ними и упростит бухгалтерию.
Что предлагает компания «Абат групп»
Производство требует бухучета, как никто другой. Компания «Абат групп» оказывает услуги бухгалтерского сопровождения. Работникам нужно считать зарплату и оформлять кадровые документы. На производстве это особенно актуально потому, что здесь возможны разные способы оплаты труда.
Производство — сложный процесс и может требовать присутствия в разных регионах - поможем открыть филиал. Если нужды производства требовали всех ресурсов и учет слегка запущен, то все наладить и восстановить учет тоже поможем.