Как вести воинский учет в организации
Нормативное регулирование ВУ
Воинский учет в организации - это комплекс мер, направленных на сбор, обработку, хранение и дальнейшую передачу данных о военнообязанных сотрудниках мужского и женского пола, а также о лицах, достигших призывного возраста.
Воинский учет требуется организовывать для целей актуализации сведений, необходимых военкоматам в случае объявления мобилизации и военного положения в стране.
Основным законом, обязывающим работодателей вести воинский учет сотрудников, является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 12.03.2024 г.).
ВАЖНО! Воинский учет ведут только юридические лица всех форм собственности. Индивидуальные предприниматели с наемными работниками не ведут воинский учет. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ «Об обороне» ведение воинского учета обязаны организовать организации (юридические лица) и их должностные лица. Поэтому если сотрудник военкомата требует у ИП с наемным персоналом отчитаться о военнообязанных сотрудниках, то следует обратиться с жалобой на его действия к военному комиссару районного комиссариата. Кроме того, для помощи работодателям при организации и ведению воинского учета разработаны специальные Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017 г.), в которых содержатся:
- список актуальных документов для целей организации воинского учета;
- унифицированные формы документов и отчетов;
- порядок предоставления отчетности и проведения сверок.
Какие организации встают на воинский учет
Абсолютно все организации независимо от формы собственности обязаны организовать ведение воинского учета. Список юридических лиц, обязанных вести воинский учет:
- ООО;
- АО;
- ПАО;
- НКО.
Кроме того, воинский учёт подразделяется на общий и специальный. Коммерческие и некоммерческие организации ведут в основном общий воинский учет. Организация специального воинского учета относится к ведению тех предприятий, у которых есть бронь на период мобилизации. «Забронированные» сотрудники получают возможность не участвовать в военных действиях, поскольку их нахождение в зоне боевых действий существенно скажется на деятельности компании, в которой они осуществляют свою трудовую деятельность.
Помимо организаций, имеющих бронь, специальный воинский учет ведут в правоохранительных органах:
- ФСИН;
- МВД;
- Росгвардии;
- МЧС.
Воинский учет в организации с 0
Если в организации никогда не велся воинский учет, то первое, что нужно сделать - это издать приказ о назначении лица, ответственного за ведение воинского учета. В идеале, особенно если штатная численность большая, то лучше выделить в штатном расписании отдельную самостоятельную штатную единицу. Если такой возможности нет или в организации не так много военнообязанных сотрудников, то можно возложить ответственность на одного из сотрудников кадровой службы.
Унифицированной формы организационно-распорядительного документа о назначении ответственного лица за ведение воинского учета не существует, поэтому юридические лица вправе выбрать ее самостоятельно.
Далее назначенный приказом ответственный специалист начинает работу по сбору и систематизации данных о военнообязанных сотрудниках. Для этого ему потребуется актуализировать следующие документы кадрового учета:
- паспорта с прописками;
- военные билеты;
- данные о семейном положении и наличии детей.
Собранные данные необходимо актуализировать в программе для ведения кадрового учета в организации (1с:ЗУП, Сбис, Контур и т.д.). Затем приступать к следующим этапам организации ведения воинского учета.
Этапы организации работ по ведению воинского учета
ВАЖНО! Прежде чем начинать активную работу по организации ведения воинского учета необходимо созвониться, а еще лучше посетить лично районный комиссариат. Практика показывает, что даже в рамках одного и того же муниципального образования комиссариаты разных районов городского округа способы по-разному трактовать один и тот же закон. Естественно, что от региона к региону такая практика разночтения будет приобретать всё более и более масштабные формы.
После того как издан приказ о назначении должностного лица, ответственного за ведение воинского учета, собраны и актуализированы все данные по военнообязанным сотрудникам необходимо выполнить следующее:
- Определить свой военкомат. Сделать это достаточно просто: каждая организация стоит на учете в налоговой определенного района (внутригородского, сельского и т.д.) и, соответственно, находится в подведомстве у такого же района в рамках административного деления. Поэтому на сайте администрации всегда есть телефон приемной, по которому можно дозвониться в воинский комитет администрации города (сельского поселения) и прямо задать вопрос: «а какой у нас военный комиссариат?».
- Там же на сайте администрации города (сельского поселения) скачать план по воинскому учета с сайта администрации. План абсолютно типовой, можно оставить в неизменном виде, можно добавить или поменять некоторые мероприятия (главное, не противоречить методическим рекомендациям от 11.07.2017 г.)
ВАЖНО! На плане поставить отметку «согласовано» и оставить место для подписи военного комиссара с указанием его первой буквы имени и фамилии полностью.
- На сайте администрации своего муниципального образования скачать документы, необходимые для правильной организации воинского учета. Документы могут быть представлены в виде цельной интерактивной системы с подсказками по заполнению.
- Заполнить основную и самую важную карточку по форме 18. Отправить эту карточку на проверку в администрацию муниципального образования в специальную комиссию (воинский комитет, не комиссариат, пока еще работаем только с администрацией города или сельского поселения) по электронной почте. Карточку по форме 18 можно заполнить и в программах по ведению воинского учета, но скорее всего воинский комитет ее не примет, т.к. для них важно, чтобы карточка была заполнена при помощи их внутренних сервисов.
- Дождаться ответа от воинского комитета. Комитет присылает обратно карточку по форме 18 с присвоенным номером. Это означает, что организация официально встала на учет и теперь обязана отчитываться в районный военный комиссариат. После получения карточки она распечатывается и отправляется в формирующийся пакет документов.
- Для сотрудников, которые стоят на учете в том же комиссариате, что и само предприятие, заполняется карточка по форме 10. Она также доступна в электронном виде и формируется при заполнении данных по сотруднику в программах кадрового учета.
- Для сотрудников, которые состоят на учете в иных военкоматах, заполняется карточка по форме 5. В данную карточку можно включить сразу несколько сотрудников, если они состоят на учете в одном и том же военкомате. Карточку можно отправить с описью вложения по почте.
- Сформировать пакет документов: приказ о назначении должностного лица, ответственного за ведение воинского учета (2 шт.), план мероприятий по воинскому учету (2 шт.), карточка по форме 18 (2 шт.), карточка по форме 10 (2 шт.) и лично посетить районный комиссариат, чтобы получить от сотрудника отметку на форме 18 о принятии.
- Сделать скан формы 18 с отметкой сотрудника комиссариата и отправить все это по электронной почте в комиссию администрации муниципального образования.
Как и куда нужно отчитываться
После того, как организована постановка организации на воинский учет, а также предоставлены первичные сведения о военнообязанных сотрудниках, организуется ежегодное представление отчетности.
ВАЖНО! Постановка на учет и первичное предоставление документов на военнообязанных сотрудников происходит в срок до 15 ноября.
Поскольку в настоящее время электронный документооборот с Министерством обороны отсутствует, то все отчеты предоставляются на бумажных носителях. Допускается отправка по почте ценным письмом с описью вложения. Список отчетов, которые обязаны сдавать работодатели в рамках ведения воинского учета:
Периодичность | Отчет | Срок сдачи |
---|---|---|
Ежегодно | Списки лиц призывного возраста (15-16 лет) | до 11.09 |
Ежегодно | Сведения о вновь принятых сотрудниках, подлежащих воинской обязанности (карточка по форме 10 для «своего» военкомата, карточка по форме 5 для «чужого» военкомата) | до 11.11 |
Ежегодно | План мероприятий по воинскому учету на следующий год | до 31.12 |
Ежегодно | Приказ о назначении лица, ответственного за организацию и ведению воинского учета | до 31.12 |
Ежегодно | Сверка данных с военкоматом | Любой день, по согласованию с комиссаром |
Какие документы еще могут быть у каждого предприятия для реализации целей по организации воинского учета военнообязанных сотрудников:
- Положение о ведении воинского учета
- Журнал проверок воинского учета для сотрудников военкомата
- Инструкция для специалиста по ведению воинского учета
- Иные документы по запросу военного комиссариата
Можно ли автоматизировать ведение воинского учета
Полностью автоматизировать воинский учет по образу и подобию с налоговым учетом в соответствии с действующим законодательством невозможно. Отсутствие ЭДО подразумевает только личное присутствие в военкомате или отправку документов при помощи почты. Однако работодатель вправе при помощи соответствующего софта автоматизировать следующие процессы внутри самой организации:
- Заполнение карточки по форме 10 на военнообязанного сотрудника. Ранее упоминалось о том, что все данные в карточку попадают при заполнении сведений, необходимых при трудоустройстве работника.
- Заполнение сведений в документах о приеме/увольнении военнообязанных сотрудников (призывников).
- Заполнение сведений об изменении сведений о личных данных работников обоих полов, подлежащих воинскому учету.
- Формирование списков для ежегодной сверки с комиссариатом по месту учета организации.
ВАЖНО! В настоящий момент военные комиссариаты не в состоянии организовать взаимодействие с ФНС или СФР по вопросам предоставления данных на сотрудников юридических лиц. Именно поэтому обязанность по предоставлению таких сведений целиком и полностью возлагается на работодателя.
Чем грозит нарушение правил воинского учета
С 01.10.2023 г. штрафы на нарушение законодательства в сфере организации и ведения воинского учета в организациях возросли многократно.
Если до 01.10.2023 г. сумма штрафа была в диапазоне 1000 - 5000 руб., то после 1 октября диапазон штрафов варьируется от 40 тыс. руб. до 80 тыс. руб. для должностных лиц организации и 350 тыс. руб.- 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Самый большой штраф в размере 500 тыс. руб. грозит организациям, которые:
- не оповестили и не обеспечили явку военнообязанных граждан для призыва на военную службу (в случае получения повестки работодателем);
- не предоставили технику, необходимую для мобилизационных целей и нужд.
За отсутствие ведение воинского учета и, соответственно, непредставление сведений о военнообязанных сотрудниках штраф возлагается на должностных лиц предприятия. Его величина составляет от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
ВАЖНО! Более подробно с размерами штрафов и основаниями для привлечения к ответственности в рамках организации и ведения воинского учета можно ознакомиться в КоАП РФ (ст. 19.25, ст. 19.38, ст. 21.1-21.7)
Что предлагает компания «Абат Групп»
Организовать воинский учет в организации с 0 можно и самостоятельно, но придется потратить время, нервы и деньги. А реальная угроза многотысячных штрафов скорее не мотивирует, а только создает неблагоприятную и нестабильную профессионально-психологическую обстановку внутри компании. Поэтому гораздо лучше доверить организацию и ведение воинского учета в организации профессионалам из ООО «Абат Групп».
Специалисты ООО «Абат Группы» - это люди с более чем 10-летним стажем и опытом ведения воинского учета. Это люди, которые не боятся ни одного вопроса военного комиссара, и с легкостью и изяществом готовы отстаивать свою точку зрения и правоту в любых спорных ситуациях.
В рамках слуги «Бухгалтерское сопровождение» сотрудники ООО «Абат Групп» полностью возьмут на себя обязанности по ведению воинского учета даже если раньше в организации о нем ничего не слышали.
Сотрудничество с ООО «Абат Групп» - это:
- гарантия высокого качества;
- высокий уровень профессионализма;
- поддержка и забота;
- постоянное консультирование по любым вопросам ведения воинского учета;
- страхование рисков и ответственности.