Обжалование действий и решений ИФНС
Обжалование решений ИФНС осуществляется путем направления возражений в региональное подразделение ФНС (УФНС). В случае, если решение, принятое в отношении Вашей организации, остается без изменений, Вы имеете право обратиться в суд и потребовать его отмены. Сроки обжалования зависят от того документа, на который у вас имеются возражения.
1. Решение по проверке.
Решение вступает в свою законную силу спустя 30 календарных дней, с момента его вручения уполномоченному лицу. В течение этого времени, официальный представитель организации имеет право обжаловать решение в апелляционной инстанции суда.
При этом, необходимо уделить особое внимание тому, как вручено соответствующее решение, поскольку от этого будет зависеть дата его представления.
Дата вручения решения зависит от способа, которым оно вам передано.
Когда решение признается переданным
-Представителю организации под расписку
Уполномоченным лицом ИФНС, на решении проставляется дата его вручения.
-По почте заказным письмом
Датой вручения признается день фактической передачи заказного письма;
В электронной форме по ТКС
В системе автоматически формируется дата принятия решения, что отражается в соответствующей квитанции, которую следует отправить в ИФНС в течение 6 рабочих дней, начиная со дня представления решения по ТКС. К примеру, решение вручено 03.03.2017, значит, квитанция о приеме должна быть представлена в ИФНС не позднее 13.03.2017
В случае своевременного направления апелляционной жалобы, решение ИФНС не может вступить в законную силу до тех пор, пока не будет вынесено решение по жалобе. Следовательно, в течение этого времени ИФНС не имеет права предпринимать каких-либо действий, направленных на взыскание сумм дополнительного начисления.
Если же решение уже вступило в законную силу (по истечении месяца со дня его вручения), то его обжалование осуществляется в течение 12 месяцев с момента его составления.
2. "Беспроверочное" решение.
ИФНС также может направить решение, принятое без реализации проверки:
- о привлечении ООО к ответственности – направляется при нарушении сроков сдачи налоговой отчетности, подачи уведомлений об открытии ОП и т.д. Подобные решения принимают законную силу в день их вручения представителю предприятия, что не препятствует взысканию штрафных санкций, даже при их обжаловании. Для того чтобы приостановить исполнение решение, по которому планируется обжалование (дается 12 месяцев), Вам потребуется одновременно направить апелляционную жалобу и соответствующее заявление. Данное положение действительно, только в случае представления банковской гарантии (п. 5 ст. 74.1 НК РФ), обеспечение которой будет достаточно для покрытия предписанных штрафов, сумм налогов и пени.
Любое решение, направленное организации без проведения проверки, может быть обжаловано в установленном законом порядке, в течение календарного года, включая и решения ИФНС о назначении, приостановлении (продлении) выездной проверки, об отказе в пролонгации сроков вручения документации и т.д.
Порядок подготовки и направления жалобы
Любая жалоба, направляемая на решение ИФНС, составляется письменно. В ее содержании должно быть указано:
- наименование, ИНН, адрес и номер телефона (адрес электронной почты) вашей организации;
- наименование ИФНС, вынесшего соответствующее решение;
- название, номер и дату обжалуемого решения;
- основания, по которым решение может быть признано неправомерным, а ваши права - нарушенными (с указанием законодательных ссылок и положений нормативно - правовых актов).;
- ваши требования (к примеру, отменить представленное ИФНС решение).;
- перечень приложений, которые формируют доказательную базу для отмены решения.
Направляемая жалоба подписывается первым руководителем ООО, либо его законным представителем, действующим по доверенности (в этом случае, к самой жалобе обязательно прикладывается и сама доверенность).
В графе получателя указывается региональное УФНС, но направляется жалоба посредством той ИФНС, которая вынесла соответствующее решение. Отправка возможна:
- личное посещение ИФНС – представляет сам директор или его официальный представитель, действующий по доверенности;
- почтой – заказным письмом, к которому составляется опись вложенных документов;
- в личном кабинете налогоплательщика;
- электронно, посредством ТКС.
Нарушение требований, предъявляемых к отправке жалоб, является причиной для оставления жалобы без рассмотрения.
Порядок рассмотрения жалобы в УФНС
Для рассмотрения направленной жалобы, не требуется присутствие представителя ООО. В случае выявления сведений, противоречащих данным, представленным организацией в ИФНС, или их несоответствия, представителя организации вызовут для соответствующих разъяснений.
При этом, сотрудники ИФНС обязаны известить Вас о месте рассмотрения поданной жалобы и времени слушания дела. Если этого не произошло, устанавливается факт нарушения процедуры рассмотрения, в результате чего, представитель ООО может быть приглашен к принятию решения. Приняв соответствующее решение, УФНС направляет его Вам в течение 3 рабочих дней.
В случае несогласия представителя организации с принятым решением, он имеет право обжаловать его посредством обращения в ИФНС, либо обратиться с жалобой в арбитраж.