Бухгалтерские услуги в Краснодаре

Ведение бухгалтерии на маркетплейсах

Маркетплейс — место рыночное и заманчивое, и частично это понятно из названия. В этой статье расскажем о том, как вести учет при работе с ними, что такое агентские отношения и как не ошибиться в признании выручки при такой схеме работы.

Особенности продаж через маркетплейс

Представьте, что в один прекрасный день вы сказали некоему дяде Ване: «А продай-ка, дядя Ваня, для меня мой товар. Поручаю тебе это сделать от моего имени и за мой счет». На предмет этих отношений вы заключили с ним агентский договор. Дядя Ваня исполняет поручение и продает ваш товар. Конечно, он это делает не бесплатно, а за отдельную мзду в виде процента от продаж.

В заключенном агентском договоре стороны чаще всего называются Принципалом и Агентом. Пугаться этих страшных слов не нужно, ведь за ними стоит простой смысл: Принципал — это тот, кто дает поручение, а Агент — тот, кто его исполняет.

Дядя Ваня — это маркетплейс, который использует для продаж свою электронную платформу. На его сайте множество продавцов размещают свои товары, а покупатели выбирают то, что им нужно. Кроме собственно продажи платформа оказывает продавцам различные услуги: доставка, оплата, хранение товаров.

У каждого маркетплейса свои порядки, но в целом процесс работы выглядит следующим образом. Предприниматель, или селлер, заключает договор с площадкой. Как упоминалось выше, договор этот, как правило, агентский. Селлер создает свой магазин на площадке и размещает в нем свой товар, который с этого момента участвует в поиске.

В зависимости от выбранной модели работы продавец доверяет хранить свой товар маркетплейсу и передает его на склад. Или же держит свое добро у себя и предоставляет по требованию, то есть в случае заказа. Когда находится покупатель — товар отправляется к нему.

бухгалтерия для маркетплейсов

Доставка может лежать как на площадке, так и на селлере, если он в силах бегать по городу и развозить свой товар. В случае, если он не в силах или, как это чаще всего бывает, покупатель находится очень далеко, доставка лежит на маркетплейсе. Покупатель для получения своих покупок идет в знакомый до боли пункт выдачи любимой площадки и, счастливый, забирает свои товары. Или же он идет в незнакомый пункт выдачи, но недалеко от дома, так как маркетплейсы очень распространены. После посещения новомодного пункта покупатель понимает все прелести интернет-покупок и это место в дальнейшем становится ему хорошо знакомо.

Оплата товара, конечно, организуется тоже через маркетплейс. Площадка, которая так любезно выставила товар, доставила его и приняла оплату, в накладе тоже не останется. Свое вознаграждение она удержит у продавца, благо деньги от покупателя у нее. Так что не расплатиться с площадкой за ее услуги не представляется возможным. Маркетплейс просто перечисляет выручку от продаж за минусом своего вознаграждения.

icon

Комиссия за продажу может очень разниться в зависимости от площадки и быть довольно кусачей. Кроме того, за рекламу своих товаров продавец площадке тоже платит. Рекламные услуги могут быть очень разнообразными и порой скрытыми от покупателя. Например, добавление позиций в рубрику «с этим товаром смотрят».

Системы налогообложения при работе с маркетплейсами

Надо сказать, что определенные ограничения здесь есть, но они не так значительны. При работе через маркетплейсы нельзя применять патентную систему. Потому как интернет-торговля не рассматривается Налоговым кодексом как розничная продажа, а только в розницу можно торговать на патенте. Эту информацию можно увидеть в пп.1. п.3 ст. 346.43 НК РФ.

Есть еще ограничения по режиму самозанятых. Отдельные площадки не пренебрегают работой с ними, но этот режим сам по себе запрещает продажу товаров, приобретенных для перепродажи. Так что, если самозанятый к созданию своего товара ручки приложил лично — добро пожаловать. Если же он торгует покупным товаром — простите, но это уже не самозанятый.

ведение бухгалтерии маркетплейсов
 

Всем остальным организациям и ИП, которые применяют общую или упрощенную систему, можно ни в чем себе не отказывать и работать через маркетплейсы, сколько душе угодно. Если при этом кто-то из ИП торгует в розницу через патент оффлайн — не беда. Он может совмещать системы налогообложения и для торговли через электронную площадку использовать ОСН или УСН.

Специфика документооборота

Работа через маркетплейсы отличается от обычной продажи. Документооборот, соответственно, тоже. Операции в рамках договора порождают требуемые документы и все это выглядит следующим образом.

  1. Продавец отгружает свой товар на склад площадки. При этом товар не переходит в собственность маркетплейсу. Тот просто оказывает услуги по хранению. При этом составляется накладная или другой документ на передачу товара. Этот пункт опционален и зависит от конкретных условий работы. Если селлер отгружает продукцию со своего склада, то эта операция отсутствует.
  2. Товар продан и маркетплейс отправляет его покупателю. При этом право собственности на товар, минуя маркетплейс, переходит непосредственно от продавца покупателю, как это всегда происходит в рамках агентских отношений. Покупатель получает чек на свой товар и накладную или УПД, если является юрлицом.
  3. Маркетплейс выполнил поручение по продаже товара. Об этом он отчитывается продавцу, составляя отчет агента или отчет о продажах. В этом документе агент описывает, что он был молодцом, продал товар и расписывает, что именно продано и в каком количестве. А также указывает свою комиссию за оказанные услуги.
  4. При этом отчет агента только описывает общую картину и показывает, как получилась сумма комиссии. Но он не является документом расчетов между продавцом и площадкой. Таковым является акт выполненных работ или УПД. Если выписывается акт, то к нему составляется счет-фактура. Маркетплейсы — это крупные организации, которые платят НДС и выписывают счета-фактуры. В случае с выпиской УПД, как водится, он же одновременно является и счет-фактурой.
  5. Все хотят получить свои деньги. Продавец — выручку, а маркетплейс — комиссию. Маркетплейс себя при расчетах не обижает и перечисляет выручку за минусом своего вознаграждения. На этом все оказываются в расчете.

Как легко догадаться, все эти документы выписываются в электронном виде. Документооборот между продавцом и площадкой производится через ЭДО, а покупатель получает чеки в электронном виде на свою почту.

icon

В рамках заключенного агентского договора агент может действовать от своего имени, а может от имени продавца. Это не суть важно и определяется условиями договора. Разные маркетплейсы подходят к этому вопросу по-разному. Когда товар покупает юридическое лицо — на него выставляется накладная или УПД, где в качестве продавца может быть указан как маркетплейс, так и сам продавец без прикрас.

Кто выдает чеки покупателям

В ходе расчетов возникает один щекотливый вопрос: а кто должен выдать чек покупателю: продавец или платформа? От решения этого вопроса зависит следующий важный момент. Нужно ли продавцу ломать голову и иметь кассовый аппарат со всей сопутствующей кухней по пробитию кассовых чеков и возней с постановкой на учет.

В законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос. Но есть письмо Минфина № 03-01-15/44636 от 27.05.2020, в котором говорится, что, если чек выдан агентом, то поставщику кассовый чек выдавать уже не требуется. В рамках заключаемых с маркетплейсами агентских договоров агентом является именно платформа. В итоге, распространенная практика такова, что чек выбивает маркетплейс. Продавец товара избавлен от этой необходимости.

Как вести учет продаж через маркетплейс

Возможность учета товаров предоставляет, прежде всего, сам маркетплейс. У каждого продавца есть свой личный кабинет. В своем электронном магазине на площадке продавец показывает свой товар лицом, насколько возможно. Лучшие фото, привлекательные описания — каждый сам творец своего успеха, не считая алгоритмов поиска платформы, который является головной болью и может свести на нет все усилия продавца. Кроме того, каждый из маркетплейсов с большим или меньшим удобством предоставляет возможность видеть показатели продаж по товару и следить за ассортиментом.

Бухгалтерия работы с маркетплейсами представляет собой учет комиссионной торговли. Нельзя сказать, что это сильно разнится со стандартным учетом продаж. Единственное отличие — товар после передачи на склад маркетплейса учитывается на отдельном счете «Товары отгруженные», и оттуда производится его списание при реализации. Реализация товара отражается в учете на основании уже упомянутого отчета агента. Выручка у продавца отражается на основании данных агента. Отдельно в учете отражаются операции по расчету с маркетплейсом по его комиссии.

Учет комиссионной торговли реализован в большинстве популярных учетных программ. При большой товарной номенклатуре можно сделать интеграцию учетной программы и личного кабинета на маркетплейсе. При этом важный момент, как в отношении бухучета, так и в отношении расчета налогов, состоит в следующем. Выручкой продавца является сумма, которую уплатил покупатель за этот товар. Именно эта величина должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете продавца. То, что он эти деньги получил не полностью, а за минусом комиссии маркетплейса, роли не играет. Если продавцу повезло и его система налогообложения позволяет, то он отразит комиссию платформы в своих расходах. Если он платит налог только с доходов, а расходы не учитывает — увы. Этот расход пропадет и воспользоваться им будет нельзя. На указанный порядок признания выручки система налогообложения продавца не влияет.

бухучет при работе с маркетплейсами

На что оказывает действие применяемая система — так это на момент признания выручки. На общей системе выручка отражается в учете по полученному документу — отчету агента. На упрощенке выручка признается при поступлении средств от агента на расчетный счет. Но ее величина при этом показывается на основании отчета агента, а не в полученной сумме.

Отчетность при торговле на маркетплейсах

Торговля через маркетплейсы является одним из видов бизнеса. Каждый продавец в рамках этой деятельности ведет учет своих операций, составляет и сдает отчеты в соответствии со своей системой налогообложения. Какой-либо отдельной отчетности, связанной с работой через маркетплейсы, подавать не требуется.

Что предлагает компания «Абат групп»

Учет работы с маркетплейсами укладывается в рамки учета комиссионной торговли, но вести его все равно нужно. Здесь поможет компания «Абат групп» в рамках услуги бухгалтерского аутсорсинга. Сдачу отчетности при работе с электронными площадками тоже никто не отменял. Если нужно подобрать бухгалтера для ведения учета, то это тоже возможно. А если хочется разобраться во всем и вести учет самостоятельно, то можем научить. Такой курс в меню услуг по обучению тоже имеется - «Онлайн мини-курс «Бухгалтерия маркетплейсов».

Другие статьи от экспертов компании «Абат групп»

Я даю согласие на обработку моих персональных данных, а также согласие на информационную и рекламную рассылку в соответствии с законодательством Российской Федерации и принимаю условия Политики конфиденциальности

Спасибо за заявку

Добрый день! Спасибо за заявку!
Ваша заявка принята.

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.